По всем вопросам:
shkolasuz@gmail.com
Юваль Ной Харари о том, что 2050 год готовит для человечества.0
4999
22 августа 2018
«По мере того, как темпы изменений возрастают, важность быть человеком, скорее всего, мутирует, а физические и когнитивные структуры будут исчезать» Забудьте о программировании — лучший навык для обучения детей — это переосмысление. В этой эксклюзивной выдержке из своей новой книги автор Sapiens показывает, что 2050 год готовит для человечества. Часть первая: изменение — единственная константа Человечество сталкивается с беспрецедентными революциями, все наши старые истории рассыпаются, и до сих пор не появилась новая история, чтобы заменить их. Как мы можем подготовить себя и наших детей к миру таких беспрецедентных трансформаций и радикальной неопределенности? Ребёнку, родившемуся сегодня будет около тридцати в 2050 году. Если все пойдет хорошо, этот ребенок будет жить в 2100 году и даже может быть активным гражданином 22-го века. Чему мы должны учить этого ребенка, что поможет ему или ей выжить и процветать в мире 2050 или 22-го века? Какие навыки ему или ей понадобятся, чтобы получить работу, понять, что происходит вокруг них и перемещаться по лабиринту жизни? К сожалению, поскольку никто не знает, как мир будет выглядеть в 2050 году — не говоря уже о 2100-м — мы не знаем ответы на эти вопросы. Конечно, люди никогда не могли точно предсказать будущее. Но сегодня это сложнее, чем когда-либо прежде, потому что, как только технология позволит нам создавать тела, мозги и умы, мы уже не сможем быть уверены в чем-либо, включая вещи, которые ранее казались неподвижными и вечными. Тысячу лет назад, в 1018 году, люди много не знали о будущем, но, тем не менее, они были убеждены, что базовые основы человеческого общества не будут меняться. Если вы жили в Китае в 1018 году, вы знали, что к 1050 году Империя Сун может рухнуть, китане могут вторгнуться с севера, и эпидемии чумы могут убить миллионы. Тем не менее, вам было ясно, что даже в 1050 году большинство людей по-прежнему будут работать как фермеры и ткачи, правители будут использовать людей, чтобы обслуживать армию и бюрократию, мужчины так же будут доминировать над женщинами, ожидаемая продолжительность жизни останется около 40, а человеческое тело будет точно таким же. Поэтому в 1018 году бедные китайские родители учили своих детей тому, как выращивать рис или ткать шелк, а более богатые родители учили своих мальчиков, как читать конфуцианскую классику, писать каллиграфию или драться верхом, и учили своих девочек быть скромными и послушными домохозяйками. Было очевидно, что эти навыки все ещё будут необходимы в 1050 году. Для сравнения, сегодня мы понятия не имеем, как будет выглядеть Китай или остальной мир в 2050 году. Мы не знаем, чем люди будут заняты в жизни, мы не знаем, как будут функционировать армии или управляющие структуры, не знаем, какими будут гендерные отношения. Некоторые люди, вероятно, будут жить намного дольше, чем сегодня, и само человеческое тело может подвергнуться беспрецедентной революции благодаря биоинженерии и компьютерным интерфейсам, работающим, как человеческий мозг. Большая часть того, что дети изучают сегодня, вероятно, будет неактуальным к 2050 году. В настоящее время слишком много школ сосредотачиваются на заучивании информации. Раньше это имело смысл, потому что информации было мало, и даже медленное течение скудного потока существующей информации неоднократно блокировалась цензурой. Если вы жили, скажем, в небольшом провинциальном городе в Мексике в 1800 году, вам было сложно узнать о более широком мире. Не было радио, телевидения, ежедневных газет или публичных библиотек. Даже если вы были грамотными и имели доступ к частной библиотеке, читать особенно было нечего, кроме романов и религиозных трактатов. Испанская империя подвергла жестокой цензуре все тексты, напечатанные на местном уровне, и разрешала импортировать извне только ничтожное количество проверенных публикаций. То же самое было в России, Индии, Турции или Китае. Когда появились современные школы, обучающие каждого ребенка читать, писать и распространяющие основные факты географии, истории и биологии, они стали отражать значительное развитие. В 21 веке мы наводнены огромным количеством информации, и даже цензоры не пытаются ее заблокировать. Вместо этого они заняты распространением дезинформации или отвлечением нашего внимания. Если вы живете в каком-то провинциальном мексиканском городе, и у вас есть смартфон, вы можете потратить много времени, просто читая Википедию, просматривая выступления TED и обучаясь на бесплатных онлайн-курсах. Ни одно правительство не может надеяться скрыть всю информацию, которая ему не нравится. С другой стороны, очень легко наводнить общественность скандальными сообщениями и «дутыми» новостями. Люди во всем мире находятся всего в одном клике от последних сообщений об обстреле Алеппо или о таянии ледяных шапок в Арктике, но есть так много противоречивых сообщений, что трудно понять, чему верить. Кроме того, бесчисленное множество других заголовков и ссылок, мешающих сосредоточиться, и когда вопросы политики или науки выглядят слишком сложными, очень заманчиво переключиться на смешные видео с котиками, сплетни о знаменитостях или порно. В таком мире последнее, что учитель должен дать своим ученикам, — это больше информации. У них и так её уже слишком много. Вместо этого люди нуждаются в способности осмыслить информацию, рассказать о различии между тем, что важно и что неважно, и, прежде всего, объединить много бит информации в общую картину мира. По правде говоря, это был идеал западного либерального образования на протяжении веков, но до даже сегодня многие западные школы довольно слабо соответствуют ему. Учителя позволили себе сосредоточиться на запихивании информации, одновременно поощряя учеников «думать самим за себя». Из-за их страха перед авторитаризмом либеральные школы испытывали особый ужас от великих повествований. Они предположили, что до тех пор, пока мы даем студентам много информации и немного свободы, учащиеся создадут свою собственную картину мира, и даже если это поколение не сможет синтезировать все данные в последовательную и содержательную историю мира, будет много времени, чтобы построить хороший синтез в будущем. Сейчас у нас уже нет времени. Решения, которые мы будем принимать в ближайшие несколько десятилетий, будут определять будущее самой жизни, и мы можем принимать эти решения, основываясь только на нашем нынешнем мировоззрении. Если этому поколению не будет дано полное представление о космосе, будущее жизни будет решаться наугад. Часть вторая: жара нарастает Помимо информации, большинство школ также уделяют слишком много внимания предоставлению ученикам набора заранее определенных навыков, таких как решение дифференциальных уравнений, программирование на C ++, определение химических веществ в пробирке или общение на китайском языке. Тем не менее, поскольку мы понятия не имеем, как будет выглядеть мир и рынок труда в 2050 году, мы действительно не знаем, какие конкретные навыки нужны людям. Мы можем потратить много усилий на обучение детей тому, как писать на C ++ или как говорить на китайском, чтобы узнать, что к 2050 году искусственный интеллект сможет создавать программное обеспечение гораздо лучше, чем люди, а новое приложение Google Translate позволит вести беседу почти безупречно на Мандаринском наречии, кантонском диалекте или Хакка, хотя вы только знаете, как сказать «Ni hao». Итак, что мы должны учить? Многие эксперты в педагогике утверждают, что школы должны перейти на обучение «четырех Cs» — критическое (Сritical) мышление, общение (Сommunication), сотрудничество (Сollaboration) и творчество (Сreativity). В более широком смысле школы должны преуменьшать технические навыки и выделять жизненные навыки общего назначения. Наиболее важным из них будет умение справляться с изменениями, изучать новые вещи и сохранять свой психический баланс в незнакомых ситуациях. Чтобы не отставать от мира 2050 года, вам нужно не просто изобретать новые идеи и продукты — вам прежде всего нужно снова и снова изобретать себя. В результате роста темпа изменений не только экономика, но и сам смысл понятия «быть человеком», скорее всего, мутирует. В 1848 году «Коммунистический манифест» заявил, что «все, что представляется незыблемым — исчезнет». Однако Маркс и Энгельс в основном думали о социальных и экономических структурах. К 2048 году физические и когнитивные структуры также будут исчезать в воздухе или в облаке бит данных. В 1848 году миллионы людей теряли работу в фермерских хозяйствах и отправлялись в большие города для работы на фабриках. Но, достигнув большого города, они вряд ли меняли пол или открывали шестое чувство, если они находили работу на какой-то текстильной фабрике, они могли рассчитывать остаться в этой профессии на всю оставшуюся жизнь. К 2048 году люди могут столкнуться с миграцией в киберпространство, с перетекающей гендерной идентичностью и с новым сенсорным опытом, созданным компьютерными имплантатами. Если они найдут и то и другое — работу и смысл при разработке современной моды для игр 3D-виртуальной реальности, через десятилетия не только этой конкретной профессии, но и все задания, требующие такого уровня художественного творчества, могут быть переданы искусственному интеллекту. Итак, в 25 лет вы представляете себя на сайте знакомств как «Двадцатипятилетняя, гетеросексуальная женщина, которая живет в Лондоне и работает в магазине моды». В 35 лет вы говорите, что являетесь «человеком без половой принадлежности», прошедшим корректировку возраста, чья неокортикальная деятельность происходит главным образом в виртуальном мире NewCosmos, и чья жизненная миссия заключается в том, чтобы идти туда, где ещё не был ни один дизайнер моды ». В 45 лет, ни для знакомства, ни для самоопределения действовать не нужно. Вы просто ожидаете, что алгоритм найдет (или создаст) идеальное совпадение для вас. Что касается поиска смысла в искусстве дизайна одежды, вы настолько безвозвратно превзойдены алгоритмами, что взгляд на ваши коронные достижения предыдущего десятилетия наполнит вас смущением, а не гордостью. И в 45 лет вас все еще ждёт много десятилетий радикальных перемен впереди. Пожалуйста, не принимайте этот сценарий буквально. Никто не может предсказать конкретные изменения, которым мы будем свидетелями. Любой конкретный сценарий, вероятно, будет далек от истины. Если кто-то описывает вам мир середины 21-го века, и это звучит как научная фантастика, это, вероятно, неверно. Но тогда, если кто-то расскажет вам о мире середины 21-го века, и это не похоже на научную фантастику – это точно неверно. Мы не можем быть уверены в деталях, но само изменение — это единственная уверенность. Такие глубокие изменения вполне могут трансформировать основную структуру жизни, делая ее непредсказуемость главной особенностью. С незапамятных времен жизнь была разделена на две отдельные части: период обучения, за которым следовал период работы. В первой части жизни вы накапливали информацию, развивали навыки, строили мировоззрение и становились целеустремлённой личностью. Даже если в 15 лет вы проводили большую часть дня, работая на рисовом поле семьи (а не в официальной школе), самое важное, что вы делали, — это учились: как выращивать рис, как вести переговоры с жадными торговцами рисом из большого города и как разрешать конфликты с землей и водой с другими жителями деревни. Во второй части жизни вы полагались на свои накопленные навыки, чтобы ориентироваться в мире, зарабатывать на жизнь и вносить свой вклад в общество. Конечно, даже в 50 лет вы продолжали узнавать новые вещи о рисе, о торговцах и о конфликтах, но это уже лишь небольшие хитрости к хорошо отточенным способностям. К середине 21-го века ускоряющиеся изменения плюс более длительная продолжительность жизни сделают эту традиционную модель устаревшей. Жизнь будет разделена на периоды, и между разными периодами жизни будет меньше и меньше преемственности. «Кто я?» Будет более спорным и сложным вопросом, чем когда-либо прежде. Это, вероятно, повлечёт повышение уровня стресса. Для перемен почти всегда характерна стрессовость, и после определенного возраста большинство людей просто не любят меняться. Когда вам 15 лет, вся ваша жизнь меняется. Ваше тело растет, ваш ум развивается, ваши отношения углубляются. Всё в движении, и всё новое. Вы заняты изобретением себя. Большинство подростков находят это пугающим, но в то же время и захватывающим. Перед вами открываются новые перспективы и весь мир, чтобы победить. К тому времени, когда вам исполнится 50, вы не хотите перемен, и большинство людей отказались от завоевания мира. Был там, сделал это, получил футболку. Вы предпочитаете стабильность. Вы так много вложили в свои навыки, свою карьеру, свою личность и своё мировоззрение, что вы не хотите начинать всё заново. Чем сложнее вы работали над созданием чего-то, тем труднее отпустить его и освободить место для чего-то нового. Вы всё еще можете питать надежды на новый опыт и небольшие изменения, но большинство людей в пятьдесят не готовы перестраивать глубокие структуры своей личности и индивидуальности. Для этого существуют неврологические причины. Хотя раньше считалось, что взрослый мозг более гибкий и изменчивый, но он менее податливый, чем мозг подростка. Повторное подключение нейронов и переключение синапсов — чертовски тяжелая работа. Но в 21-м веке вы вряд ли можете позволить себе стабильность. Если вы будете цепляться за какую-то стабильность в работе или мировоззрении, вы рискуете остаться позади, поскольку мир летит мимо вас со свистом. Учитывая, что ожидаемая продолжительность жизни, вероятно, возрастет, вам, возможно, придется провести много десятилетий как невежественное ископаемое. Чтобы оставаться актуальным — не только экономически, но, прежде всего, социально — вам понадобится способность постоянно учиться и изобретать себя, даже в таком молодом возрасте, как 50 лет. Поскольку странность становится новой нормой, ваш прошлый опыт, а также прошлый опыт всего человечества станут менее надежными проводниками. Люди, как личности и человечество в целом, будут все чаще иметь дело с вещами, с которыми раньше никогда не сталкивались, такими как супер-интеллектуальные машины, инженерные тела, алгоритмы, которые могут манипулировать вашими эмоциями со сверхъестественной точностью, быстрыми искусственно создаваемыми климатическими катаклизмами и необходимостью менять свою профессию каждое десятилетие. Что правильно делать, когда вы сталкиваетесь с совершенно беспрецедентной ситуацией? Как вы должны действовать, когда вас затопляют огромные объемы информации, и вы абсолютно не можете поглотить и проанализировать все это? Как жить в мире, где глубокая неопределенность является не ошибкой, а особенностью? Чтобы выжить и процветать в таком мире, вам понадобится много умственной гибкости и огромный запас эмоционального баланса. Вам придется многократно отпустить часть того, что вы знаете лучше всего, и чувствовать себя как дома с неизвестным. К сожалению, учить детей обнимать незнакомца и сохранять свой умственный баланс гораздо труднее, чем обучать их решать уравнения или причинам первой мировой войны. Вы не можете научиться гибкости, читая книгу или слушая лекцию. Обычно сами учителя испытывают недостаток в умственной гибкости, которую требует 21 век, поскольку они сами являются продуктом старой образовательной системы. Промышленная революция завещала нам теорию поточного образования. В центре города есть большое бетонное здание, разделенное на множество одинаковых комнат, каждая комната оборудована рядами столов и стульев. При звуке звонка вы идете в одну из этих комнат вместе с 30 другими детьми, которые все родились в том же году, что и вы. Каждый час какие-то взрослые входят и начинают говорить. Правительство платит им за это. Один из них рассказывает вам о форме Земли, другой рассказывает о человеческом прошлом, а третий рассказывает о человеческом теле. Легко смеяться над этой моделью, и почти все согласны с тем, что независимо от ее прошлых достижений она теперь обанкротилась. Но до сих пор мы не создали жизнеспособную альтернативу. Нет никакого масштабируемого варианта, который может быть реализован в сельских районах Мексики, а не просто в престижном Калифорнийском пригороде. Часть третья: Взламывая людей Итак, лучший совет, который я мог бы дать 15-летнему подростку, который застрял в устаревшей школе где-то в Мексике, Индии или Алабаме: не слишком полагайтесь на взрослых. Большинство из них хотят как лучше, но они просто не понимают мир. Раньше это была относительно безопасная ставка – следовать советам взрослых, потому что они хорошо знали мир, и мир медленно менялся. Но 21-й век будет другим. Из-за растущих темпов изменений вы никогда не можете быть уверены — то, что говорят вам взрослые, это — вечная мудрость или устаревшая предвзятость. На что же реально вы можете положиться вместо этого? Технологии? Это еще более рискованная игра. Технологии могут вам очень помочь, но если технологии получат слишком большую власть над вашей жизнью, вы можете стать её заложником. Тысячи лет назад люди изобретали сельское хозяйство, но эта технология обогащала только крошечную элиту, в то время как порабощала большинство людей. Большинство людей работало от восхода до захода солнца, выщипывая сорняки, таская ведра с водой и собирая кукурузу под пылающим солнцем. Это может случиться и с вами. Технология – это не плохо. Если вы знаете, чего хотите получить от жизни, технология может помочь вам в этом. Но если вы не знаете, чего хотите в жизни, то для технологий будет очень легко сформировать ваши цели за вас и взять под контроль вашу жизнь. Особенно потому, что технологии всё лучше понимают людей, вы незаметно можете оказаться в роли обслуживающего её, вместо того, чтобы она обслуживала вас. Видели ли вы этих зомби, которые бродят по улицам, приклеив лица к своим смартфонам? Считаете ли вы, что они контролируют технологию, или технология контролирует их? Должны ли вы полагаться на себя, тогда? Это звучит отлично в «Улице Сезам» или в старомодном фильме Диснея, но в реальной жизни это работает не так хорошо. Даже Дисней начинает понимать это. Точно так же, как и Riley Andersen в «Inside Out», большинство людей почти не знают себя, и когда они пытаются «прислушиваться к самим себе», они легко становятся жертвами внешних манипуляций. Голос, который мы слышим в наших головах, никогда не был надежным, потому что он всегда отражал государственную пропаганду, идеологическую промывку мозгов и коммерческую рекламу, не говоря уже о биохимических ошибках. По мере совершенствования биотехнологии и машинного обучения станет легче манипулировать самыми глубокими эмоциями и желаниями людей, и станет более опасным, чем когда-либо, просто следовать зову вашего сердца. Когда Coca-Cola, Amazon, Baidu или правительство знают, как играть на струнах вашего сердца и нажимать кнопки вашего мозга, можете ли вы все еще видеть разницу между своими собственными мыслями и вложенными вам их специалистами по маркетингу? Чтобы преуспеть в такой сложной задаче, вам нужно будет очень много работать, чтобы лучше узнать вашу операционную систему. Знать, что вы есть, и чего хотите от жизни. Это, конечно, самый старый книжный совет: познай себя. В течение тысячелетий философы и пророки призывали людей познавать самих себя. Но этот совет никогда не был более актуальным, чем в 21 веке, потому что, в отличие от дней Лао-Цзы или Сократа, сейчас у вас серьезная конкуренция. Coca-Cola, Amazon, Baidu и правительство все участвуют в борьбе за вас, чтобы взломать вас. Не ваш смартфон, не ваш компьютер, не ваш банковский счет — они участвуют в гонке, чтобы взломать вас. Возможно, вы слышали, что мы живем в эпоху взлома компьютеров, но это почти половина правды. Фактически, мы живем в эпоху взлома людей. Алгоритмы наблюдают за вами прямо сейчас. Они следят, куда вы идете, что вы покупаете, с кем вы встречаетесь. Скоро они будут контролировать все ваши шаги, каждый ваш вдох, каждый удар сердца. Они полагаются на «Банки данных» и изучение вас с помощью машин, чтобы лучше узнать вас. И как только эти алгоритмы узнают вас лучше, чем вы сами себя знаете, они смогут контролировать и манипулировать вами, и вы ничего не сможете сделать. Вы будете жить в матрице или в шоу Трумана. В конце концов, это простой эмпирический вопрос: если алгоритмы действительно будут понимать, что происходит внутри вас лучше, чем вы это понимаете, власть будет переходить к ним. Конечно, вы можете быть абсолютно счастливы, отдавая все полномочия алгоритмам и доверяя им решать всё за вас и за весь остальной мир. Если это так, просто расслабьтесь и наслаждайтесь поездкой. Вам ничего не нужно делать. Алгоритмы позаботятся обо всем. Если, однако, вы хотите сохранить контроль над своим личным существованием и будущим жизни, вам нужно бежать быстрее, чем алгоритмы, быстрее, чем Amazon и правительство, и познакомиться с самим собой, прежде чем они это сделают. Чтобы бежать быстро, не берите с собой много багажа. Оставьте все свои иллюзии. Они очень тяжелые. Юваль Ноа Харари «21 урок для 21 века». Ссылка на первоисточник: https://www.wired.co.uk/article/yuval-noah-harari-extract-21-lessons-for-the-21st-century
|
Популярные материалы |
Похожие материалы
Комментарии к данной статье отключения